В корзине 0 растений
Растение дня

Итог размышлеий об ирисе бородатом


Окончание, начало тут. Пока я ещё жива, хочу собрать в кучку сведения об ирисах бородатых и их стрессорах, важнейших в нашем регионе, главными из которых у нас являются бактериоз и мороз.

Бактериоз.

Когда мне удалось решить вопрос об отсутствии у растений и в частности ириса бородатого иммунитета к каротовора, то сам Родионенко узнавал меня по телефону, как написавшую об иммунитете. Его это очень интересовала, потому что его попытки получить иммунный к каротовора ирис не увенчались успехом. Это позволяет мне надеяться, что и ещё что-нибудь я соображу в отношении ириса бородатого и его стрессоров.
Меня всегда интересовало, почему ирис выдерживает нападение такого мощного врага, как каротовора в нашем регионе, и до сих пор жив. Причина этого создание барьера в виде опробковевшей ткани при реакции свч сверхчувствительности, которую я неоднократно уже описывал

Воздействие на ирис низкотемпературного стрессора мороза.

за. Крепким орешком явилось для меня определение физиолого-биохимических реакций ириса на мороз.
Ирис реагирует по-разному в силу имеющегося набора генов, полученного в непредсказуемом количестве от родителей, произраставших в тёплых и в умеренных по температуре зонах.
При этом реакция ирисов с генами диплоидов ирисов умеренной зоны, на отрицательные температуры зависит от активности ферментов, участвующих в фотосинтезе, способных поддерживать скорость реакций даже при снижении температуры. Это даёт возможность накопить у нас диплоидам большее количество углеводов, чем тетраплоидам, даже в холодное лето. Молекулы крахмала под действием холода превращаются в сахара, которые собирая вокруг полярные молекулы воды, т.е. как бы притягивая их, снижают количество свободной воды, переводя в связанную, и таким образом вызывают, как бы внутреннюю подсушку клеток.
Известно, что первой реакцией клеток на снижение температуры является снижение в них свободной воды - их дегидратация уход из клеток свободной воды в межклеточное пространство, где даже замерзание воды не приведёт к смерти клеток. Клетки при этом продолжают дышать и жить так как содержат более концентрированный раствор до более серьёзного наступления мороза, как по его величине, так и по длительности. Только, когда и в внутри клеточном растворе в свободной воде при её переохлаждении образуются центры кристаллизации и вода замёрзнет, прекратится жизнь органелл, пронзённых кристаллами.
Подтверждением вышеназванной гибели клеток является опыт Родионенко с измерением температуры замерзания теплолюбивого риплинг уолтер и диплоида вабаш, Первый замёрз при 6 градусах, а второй при 12.
Однако, во всех случаях воздействие мороза на наши гибридные ирисы фактор, отрицательно действующий на их цветение и рост весной, в связи с затратой энергии на закаливание и другие процессы метаболизма, что было мною описано в статье, приведённой в сборниках рои.
Интересным является, приведённая Родионенко и другими авторами возможность частичного замерзания ириса. По моему мнению неравномерное замерзание определяется разным количеством запасённых сухих веществ в стеблекорне по вертикали от верхней поверхностной части ириса, играющей роль стебля и содержащей зелёный хлорофилл, к средней белой его части.
Есть сведения, что корни замерзают быстрее, чем верхняя часть ириса. Об этом писал Ю.К. Пирогов в сборнике статей рои. Возможно, что по мере таяния весной замёрзшей части стеблекорня, микроорганизмы с удовольствием съели бы его органику , а затем и сам живой стеблекорнь.
Однако, этого не происходит. Описываются случаи, когда весной подсохшее сверху замёрзшее углубление было отделено от остального стеблекорня пробковой тканью. Это позволяет предполагать, что этот барьер является также, как и в случае нападения патогенов, результатом реакции свч и возникает между живой и погибшей при замерзании частью ириса.
По-разному ирисы реагируют на снижение температуры при наступлении, так называемых, осенних и весенних заморозков. Приход осенью низких температур и снижение освещённости являются благоприятными для ириса, т.к. подготавливают его к зимним морозам. Это так называемый период закалки, при котором прекращается рост, межклеточное сообщение и клетка входит в период покоя. Поэтому постепенное снижение температуры до 4-5 градусов мороза является для ириса благоприятным фактором и повышает устойчивость ирисов к морозам.
Совсем иначе происходит, когда уже вегетирующие оводнённые побеги или цветоносы подвергаются воздействию мороза при, так называемых, весенних возвратных заморозках.
Если при этом ирис не защитить от мороза поливом, дымлением или укрытием плёнкой, уменьшающими низкотемпературное воздействие, то ирис погибает.
Это я наблюдала на собственном опыте. Конечно, образование плёнки из замёрзшей воды - процесс экзотермический, вызывает локальное и единовременное повышение температуры. Однако тепло быстро уходит в окружающее пространство, а замёрзший слой воды играет роль просто плёночного укрытия, который при коротком и щадящем заморозке может быть достаточным для спасения от замерзания.

Заключение.

В нашем регионе для получения цветущих ирисов благоприятен:
- Выбор сортов, имеющих гены диплоидов,
- снижение воздействия мороза укрытием на зиму и
- отслеживание возможности весенних заморозков для предотвращения их с использованием перечисленных приёмов.
- Никакие препараты не могут играть роль незамерзайки потому, что для их эффективного исползования надо, иметь биопрепарат с микробами, специфичными именно для этого растения, знать , что заморозок будет и когда, успеть опрыскиванием внедрить микробы, которые должны размножиться в достаточном количестве для того чтобы играть роль нуклеаторов, т.е зародошеобразователей кристаллов при экзотермической реакции кристаллизации свободной воды. Поэтому, как сказала Е. Игонина: незамерзайка это миф.



<--Предыдущая статья | Следующая статья-->
комментариев

Введите Ваш комментарий