Севан, как уже говорилось находится на солидной высоте 1800 ми со всех сторон окружён горными хребтами. На северо-западной оконечности озера находится большое село Цовагюх. От него вверх тянется дорога до с. Семёновка (местные говорят СимонОвка), откуцда нетрудно поднятся на Севанский, или так называемый Семёновский, перевал. Этот перевал разделяет бассейн озера Севан и бассейн реки Гетик севернее. В то же время Семеновский перевал отделяет расположенный юго-западнее Памбакский хребет от тянущегося к юго-востоку хребту Арегуни. Под горами в этом месте проложен туннель, по которому транспорт идёт из Севана в Дилижан и наоборот. Пройтись от Цовагюха до Дилижана через Семёновский перевал само собой напрашивающееся дело оказавшись на Севане За Цовагюхом и Семеновкой местность представляет собой сильно выположенные склоны, медленно поднимающиеся в сторону перевала. Растительность исключительно луговая, и не отличающаяся особым разнообразием. Луга, напоенные водой, в начале июня были желты от лютиков. На сырых западинах, где местами ещё стояла вода, можно было увидеть калужницу многолепестную, сердечник, пальчатокоренник катаонийский (Dactylorchiza osmanica). Последний внешне напоминает пальчатокоренник мясо-красный (D. incarnata), широко распространенный на Северо-Западе. У него тоже зеленые листья без пятнистости и почти цельная губа.
Местами жёлтый фон аспекта лютиков сменяется пятнами белых ковриков ясколки пурпурной (Cerastium purpureum). Восходящие слабые побеги этой ясколки удерживаются в плотном травостое и выносят довольно крупные белые цветки.
Кое-где группами встречается купальница лютичная (Trollius ranunculinus) единственный на Кавказе вид этого многочисленного, преимущественно восточноазиатского рода. Зато купальницу лютичную можно встретить в субальпийских лугах едва ли не всего Кавказа. Но пора её цветения уже завершалось в начале июня.
Поднимаясь постепенно вверх, больших перемен во флористическом составе не происходило. Выше появилась ветреница пучковатая, такими же зарослями, как и на Пасбакском хребте. Местами ещё лежали глыбы нерастаявшего снега, под которыми на недавно освободившейся земле купальница только расцветала.
Любопытной для меня встреча нередкого, но мною ранее не виденного молочая молочая гладкого (Euphorbia glaberrima). Его циатии, выставленные на длинных цветоножках и слегка поникающие, выглядят довольно оригинально
Бузульник сибирский тоже встречается на подъёме к Семеновскому перевалу. И в начале июня это заметное растение выделяется своими крупными с закруглённо-стреловидным основанием тёмно-зелёными листьями .Пройдясь по пологим увалам вправа-влево, я наткнулся на несколько небольших скалок, несколько разнообразивших этот в общем-то однообразный пейзаж. На них в массе цвела камнеломка мускусная (Saxifraga moschata). Её небольшие подушки напоминают широко распространенный в культуре гибридогенный вид камнеломку Арендса. Но в отличии от культивирумого сородича у камнеломки мускусной цветки по одному, а не по нескольку сидят на цветьоносах. К тому же, её белые цветки мельче. Другой похожий вид на Кавказе Saxifraga exarata, на севере европейской части камнеломка дернистая (S. caespitosa), а в Сибири - камнеломка теректинская (S. terektensis).
Последний представляет собой географическую расу колокольчика камнеломки (C. saxifraga) с широко раскрытыми венчиками цветков, равномерным коротким опушением всего растения и рядом менее значимых признаков.
Перевалив, можно лицезреть с высоты вид налесистую долину реки Агстев и город Дилижан, стоящий на ней. В начале сруска состав флоры повторял таковой на подъёме, но немного спустившись, я оказался на верхней границе леса. Сначала встречались отдельные кусты и деревца, а затем большая часть спуска пролегала уже по лесу. Переход между субальпикой и лесом начался с появления вдоль сухого русла кустов рябины и клёна Траутфеттера. Но заросли ветреницы пучковатой там конкретные...
В сухом русле, по которому, очевидно, активно сливается по вёснам талая вода, уже зеленели заросли белокопытника белого (Petasites albus), уже отцветающего и отрастившего листья.
А под пологом кленов ещё можно было встретить недоотцветшие экземпляры ветреницы кавказской (Anemonoides caucasica). Это миниатюрное растеньице в некотором роде является пропорционально уменьшенной ветреницы нежной (A. blanda) из низкогорий скажем Западного и Северо-Западного Закавказья. Это также клубневой эфемероид, переживающий время от лета и до следующей весны в виде маленького тёмно-бурого клубенька в рыхлой почве. Клён Траутфеттера (Acer tautvetteri) к верхней границы леса растёт в виде круаного кустарника или меогоствольного дерева.
Чуть ниже к нему присоединяется и дуб грузинский (Quercus iberica). Это дуб из родства дуба скального (Q. petraea). Если клён к началу июня уже успел и наверху развернуть свои листья, то дуб только раскрывал их ещё в процессе, зато уже цвёл.
Из цветущих в это время на опушках и полянах травянистых растений можно назвать пиретрум кпасный (Pyrethrum coccineum) и дороникум крупнолистный (Doronicum macrophyllum).
Местами виднеются группы розовых соцветий змеевика мясо-красного (Bistorta carnea). Ниже лес становится буковым с примесью дуба и граба. В травяном чрусе большое количество чины золотистой (Lathyrus aureus).
Внизу в долине значительную роль играет сосна Колха кавказский вариант обычной сосны. По-видимому, сосна удерживается на более сухих склонах, с более бедной почвой, где широколиственные породы находятся в угнетении. По-видимому, из-за особенностей распределения воздушных масс по Кавказу, территория области Тавуш, к которой относится и Дилижан, получает достаточное для развития леса количесьво осадков. Потому она по флоре она имеет большее сходство с флорой Грузии. По флористическому районированию, принятому в Конспекте флоры Кавказа территория севера Армении относится к Лорийскому флористическому району Центрального Закавказья наряду с Триалетией, Карталинией и Южной Осетией. Чтож, наверное, тоже богатые места...