Отправившись в Гнишик, мы увидели в целом похожую картину ландшафта и растительности, как и в стороне Хачика и других местах Дарелагеза. Но флора Дарелагеза богата, и любой день проведённый там, и любое более или менее тщательно осмотренное место дают немалую прибавку новых увиденных видов растений, которые ближе тех краёв увидеть нет никаких возможностей. К тому же в районе Гнишика разнообразны скалы со специфичным для них наборов видов. Характер растительности окрестностей Гнишика состоит в доминировании ксерофитных степных и кустарниковых сообществ на щебнистых склонах гор, более сомкнутых на выположенных участках и более разреженных на осыпях и обрывистых склонах. В долинах и сухих руслах местами развита древесно-кустарниковая растительность.
Представляет немалый интерес скальная растительность. Так, мне выдалось увидеть на скалах своеобразное колокольчиковое мишоксию гладкую (Michauxia laevigata). Это монокарпик, т.е. растение, отмирающее после цветения. Во Флоре Армении отмечается как двулетник, хотя мне приходилось видеть столь крупные растения с толстым стержневым корнем, почти одревесневшим, что остаётся удивляться, как такое отросло за первый же год жизни. Мишоксия имеет розетку морщинистых шершаво опушённых продолговато-яйцевидных листьев, которая формируется изначально. И уже в год цветения на выпускает толстый упругий цветонос с очень мелкими редко расставленными листьями и белёсыми цветками с раздельным почти до основания венчиком. Не видел её в цвету, но стрелки с бутонами в начале июня уже были. Мощная довольно штука - с со скалы торчит палка метр длиной :)
На мишоксии круг скальных колокольчиковых окрестностей Гнишика не сходится. По удалению с того места были и другие скалы, на коих растёт в частности колокольчик Байерна (Campanula bayerniana) миниатюрное растение с многочисленными розеточными мелкими округло-яйцевидными листьями с сердцевидным основанием и короткими ветвистыми цветоносами с мелкими сиреневыми колокольчиками. И розеточные листья и метельчатые соцветия находятся на одном уровне, формируя подушковидную форму растения. Надо признать, без лишних уточнений растение это весьма похоже на распространенный в культуре, и изредка встречающийся у садоводов Северо-Запада колокольчик Пожарского (Campanula poscharskyana). К сожалению, семена на нём тогда ещё не созрели, а отковырнуть это хрупкое приземистое растение от скалы, к которой оно приросло, по истине невозможно.
Конечно, скалы в округе Гнишика не обходятся без представителей гвоздичных. Гвоздика восточная (Dianthus orientalis) с розовыми цветками с зубчатыми отгибами венчиков небольшими куртинами селится в расщелинах скал под палящим солнцем.
В другом месте во второй половине дня на скалах встретилась и другая гвоздика косматая (Dianthus crinitus) с белыми цветками, у которых отгибы лепестков венчика бахромчато рассечены. Вторую кстати говоря впоследствии удалось вырастить из семян, собранных с дарелагезских растений, на которых сохранились невысыпавшиеся семена в коробочках с предыдущего года.
Здесь же можно увидет и интересных представителей флоры.Вот взять к примеру лён Алексеенко (Linum alexeenkoanum). Это невысокий (10-20 см выс.) многолетник с сизоватыми типично льновыми листьями и вполне характерными для льнов соцветиями очень крупных ярко-жёлтых цветков. Напоминает растущие в степях Черноземья льны жёлтый (Linum flavum) и украинский (Linum ucrainicum). Но от обоих отличается более крупными цветками, от первого меньшим ростом и сизостью листьев, а от второго отсутствием прикорневых розеток листьев и более широкими и короткими, скорее овальными заостренными листьями. Лён этот встречается помимо Армении и Азербайджана в просих странах Юго-Западной Азии, а также на Балканах.
Неподалёку, уже в усушенном состоянии можно было лицезоеть замечательный лук лук матушкин (Allium materculae). Это один из видов лука, которые по общим пропорциям растения отдалённо напоминают комнатное растение гемантус белоцветковый (Haemanthus albiflos), называемый в народе также тёщиным языком, с двумя распластанными по земле широкими слегка мясистыми листьями и поднимающимся коротким соцветием. Allium materculae отличается более скромными размерами, чем тропический гемантус, но в пропорциях ничем не уступает. Цветки у него пурпурные, во вполне луковом зонтиковидном соцветии. В Армении встречаются и другие виды из этой секции (sect. Acanthoprason). Таковы лук акака (A. akaka), лук Дердера (A. derderianum). Но увидеть их дай Бог как-нибудь в другой раз...
Там же среди высохшей степи встретилась какая-то засохшая беллевалия, определить которую за ртсутствием признаков не удалось. Высокий астрагал с крупными жёлтыми головками цветков этол астрагал конечный(Astragalus finitimus), который мне приходилось встречать и в других районах Армении. По каменистым степям встречается дубровник восточный (Teucrium orientale). Крайне полиморфный род дубровник включает и низкие полувечнозелёные полукустарнички типа дубровника дубравного (Teucrium chamadrys) или крымского дубровника Фишера (T. fischeri), и приводные травы с разветвленными стеблями и обильным опушением, как дубровник чесночный (T. scordium), и крупные прямостоячие травы с плотным колосовидным соцветием, как дубровник гирканский (T. hyrcanum). Восточный же не похож ни на первый, ни на второй, ни на третий. У него рассечённые почти до основания листья, тонкие, но упругие, прямостоячие стебли и рыхлые соцветия некрупных цветков с фиолетовыми венчиками. На щебнистых склонах нетрудно заметить развевающиеся на ветру соцветия перловника крымского (Melica taurica). По западинам местами можно увидеть заросли псевдософоры лисохвостовидной. Сам Гнишик тоже весьма заповедное место, расположенное в 3 км от границы с не шибко дружественным Нахичеванем. Он стоит на реке Гнишик, в её ущелье. В долине можно увидеть тамариски и прибрежные рощицы из ив и тополей. В Гнишике есть старинное кладбище с искусно выбитыми на каменных плитах рисунками. Есть даже целая овечка, сделанная из обтёсанного камня. Такие были обычаи на кладбищах высекать на камнях сценки из жизни, интересно поглядеть. Ну а на другой окраине Гнишика росла уже знакомая роза полушаровидная (Rosa haemisphaerica). Может сама, может помогли,
На ngustifolia). На тех же скалах, что и колокольчик Байерна встретился другой вид крылотычинника с мощными сильно ветвистыми кустами и бледно-розовыми цветками в соцветиях на верхушках побегов. И ещё одно бобовое. Много ли кто видел лядвенец с розовыми цветками? А вот, и такое бывает Таков лядвенец Гёбеля (Lotus goebelii), распространенный по скалам Южного и Восточного Закавказья, Северо-Восточной Турции, Сирии и Ирана. Довольно крупные для лядвенца розовые цветки по 1-4 собраны в соцветия. Листья же тройчатые с парой листочкоподобных прилистников, как и у всех лядвенцев. И тоже намертво врастает в скалы...